Подъём с переворотом

Михаил Белый 16.06.2021 17:11 | Общество 53

В России сегодня почти каждый третий лифт исчерпал свои ресурсы и может стать причиной аварии. Более 160 тыс. подъёмников работают дольше установленного срока службы и нуждаются в неотложной замене. Совокупная стоимость замены лифтов оценивается в сотни миллиардов рублей. Бюджет в этом процессе участвует слабо, в итоге финансирование практически полностью легло на плечи россиян в рамках программы капремонта. Однако очевидно, что этих денег не хватает. При этом промедление и экономия могут оказаться фатальными, тем более что первые трагедии уже произошли.

По данным Ростехнадзора, при эксплуатации лифтов в стране в 2020 году произошло пять аварий, в результате которых два пассажира погибли, три человека получили травмы различной степени тяжести. Специалисты склонны считать, что речь идёт о несколько приглаженной статистике и в реальности таких инцидентов куда больше. Эксперты предупреждают: лифтовые аварии будут случаться чаще, поскольку техника не может бесконечно работать на пределе своих возможностей.

Лифт и ныне там

Сейчас в России больше 160 тыс. лифтов работают дольше срока годности и нуждаются в замене, к 2024 году их число вырастет до 200 тыс. При этом суммарная стоимость работ по замене всех этих лифтов до 2025 года составляет 360 млрд рублей – данные ранее привела председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова.

В 2020 году в стране заменили 16 тыс. лифтов на сумму 34 млрд рублей, это 20 процентов от общей суммы, потраченной на капремонты.

В число регионов с самыми старыми лифтами вошли Архангельская, Мурманская, Нижегородская, Ивановская, Смоленская, Ярославская, Тульская, Самарская области и другие субъекты. В отдельных регионах износ лифтов превысил 70 процентов.

По данным общественного совета при Минстрое РФ, в число наиболее проблемных также входит Ульяновская область. К 2024 году здесь требуется заменить 3264 лифта, 71 процент от их общего количества, однако в 2020 году не заменили ни одного. Сложная ситуация и в Удмуртии: в республике в прошлом году были проведены электронные аукционы на замену семи лифтов, однако к 2024 году необходимо заменить 3111 подъёмников. Немногим лучше ситуация в Самарской области – там за минувший год обновили 116 лифтов, в то время как требуется замена 8224. В Минстрое указали: в 2020 году не поменяли ни одного лифта в Ивановской и Астраханской областях и Мордовии.

– В некоторых регионах ситуация с заменой лифтов очень тяжёлая и слабо меняется к лучшему, – подтвердила «Октагону» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По её словам, на обновление одного лифта в среднем требуется 2–3 млн рублей. – Это довольно большие деньги, они мало где находятся. Относительно благополучная ситуация складывается всего в нескольких регионах – например, в Москве и Подмосковье, – сказала она.

Вопрос денег по традиции оказывается самым тяжёлым, а в некоторых случаях – нерешаемым.

Помоги себе сам

– Основное финансирование работ по замене лифтов идёт в рамках взносов на капитальный ремонт, то есть это деньги, которые платим мы с вами, рядовые граждане, – пояснил изданию член Общественной палаты России Артём Кирьянов. Собираемых средств катастрофически не хватает, добавляет он, поэтому порой лифты не меняются десятилетиями либо в лучшем случае происходит косметический ремонт оборудования.

По словам Кирьянова, замена лифтов в жилых домах является «дорогой историей». Он напомнил, что длительное время лифтовое хозяйство страны было брошено на произвол судьбы, но после ряда трагедий лифты передали в ведение Ростехнадзора. Однако ситуация стала ещё более неоднозначной: с одной стороны, за этой отраслью усилили контроль, с другой – денег здесь не прибавилось.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Обслуживать лифт – задача жильцов подъезда.Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Обслуживать лифт – задача жильцов подъезда.Фото: Артём Геодакян/ТАСС

– Ответственность за состояние лифтов лежит на собственниках жилья. Жильцы, в домах которых имеются спецсчета для сбора средств на капремонт, могут оформлять кредиты, чтобы заменить лифты, – говорит собеседник «Октагона».

Но пока такая ситуация выглядит скорее фантастической: мало кто может представить себе, что жители старой панельной многоэтажки дозреют до того, чтобы взять кредит на новый лифт для своего дома.

– Очевидно, требуется софинансирование бюджета. Обсуждалась схема финансирования через Фонд содействия реформированию ЖКХ, но там пришлось бы использовать очень сложный механизм, с лизинговыми схемами. Регионы не смогут работать по такой модели, – отмечает Светлана Разворотнева.

Она уверена, что без федерального финансирования проблему вряд ли удастся полностью решить, и добавляет, что медлить в этом вопросе нельзя: лифты продолжают ежегодно убивать россиян.

Для ускоренной замены лифтов в полном объёме необходима поддержка со стороны государства, так как самостоятельно, за счёт взносов граждан система капремонта с этой задачей не справится, подтвердила «Октагону» исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова.

Она сообщила, что в конце прошлого года были приняты изменения в правила предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. Они касаются в том числе расширения направлений предоставления государственной поддержки. Таковую можно будет получить для софинансирования работ по замене лифтов – в размере не более 50 процентов от суммы софинансирования и не более 50 процентов от стоимости оборудования. Также предусмотрена поддержка для компенсации рассрочки оплаты выполненных работ по договору замены лифтов. Однако говорить о том, что новый инструмент стал массовым, пока не приходится.

Обслуживание на бумаге

Отдельная беда – обслуживание подъёмников. В Национальном лифтовом союзе (НЛС) уже не первый год сетуют на дефицит квалифицированных кадров в отрасли. Президент НЛС Виктор Тишин ранее публично заявил, что лица, отвечающие за безопасность техники, зачастую не проходят необходимое обучение и даже покупают удостоверения. В качестве иллюстрации Тишин привёл трагедию с обрушением лифта в столичном жилом комплексе «Алые Паруса». По его словам, электромеханику, который занимался там обслуживанием оборудования, «свидетельство о профессиональной подготовке принесли прямо на рабочее место: он не обучался ни одного часа». По оценкам главы НЛС, в подавляющем большинстве трагедий виноваты некачественное обслуживание и многочисленные нарушения.

Другой представитель НЛС, пожелавший сохранить инкогнито, подтвердил «Октагону», что в регионах действительно нет квалифицированных сотрудников:

– Особенно не хватает монтажников. Управляющие компании, обслуживающие дома, стараются сэкономить – очень часто заключают фейковые договоры с сомнительными компаниями. На деле никаких работ по обслуживанию [лифтов] не проводится, это происходит исключительно на бумаге. А деньги на эти нужды регулярно выделяются.

В Москве количество жалоб на проблемы с лифтами ежегодно достигает 3 тыс. В том числе в новостройках.В Москве количество жалоб на проблемы с лифтами ежегодно достигает 3 тыс. В том числе в новостройках.Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В Москве количество жалоб на проблемы с лифтами ежегодно достигает 3 тыс., такие данные приводит пресс-служба столичной жилищной инспекции. Как отмечают в ведомстве, обращения поступают даже из новостроек. Часто это связано с тем, что оборудование плохо отрегулировано.

Важно и другое: в стране на пять-шесть крупных производителей приходится в общей сложности более тысячи монтажных организаций. Причём большая часть из них не сертифицирована заводами-изготовителями. Это означает, что качество их работы практически невозможно контролировать.

Экс-сотрудник одной из поволжских управляющих компаний Вячеслав Веселов рассказал корреспонденту издания, что монтаж лифтов – куда более выгодный бизнес, нежели их производство.

«Например, стоимость производства одного стандартного подъёмника для обычной девятиэтажки составляет около 1 млн рублей, это без накруток. А монтаж обойдётся не менее чем в 700–800 тыс.».

Вячеслав Веселов | экс-сотрудник одной из поволжских управляющих компанийВячеслав Веселов
экс-сотрудник одной из поволжских управляющих компаний

– При этом неверный монтаж даже качественного изделия в будущем грозит обернуться как минимум поломкой, а как максимум – большой бедой. По данным Ростехнадзора, около половины инцидентов с лифтовым оборудованием связаны как раз с некорректным монтажом, – пояснил собеседник.

Закреплённые в техническом регламенте Таможенного союза сроки обновления лифтового хозяйства в стране вновь перенесены с 2021 на 2022 год. При этом эксперты уверены, что этот перенос отнюдь не последний, поскольку установленные ранее требования вряд ли будут выполнены.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю